Именины! Именины!
У Володи? Шуры? Нины?
У девчонок? У мальчишек? Нет!
У наших детских книжек!
У стихов, рассказов, сказок
И у толстых повестей…
Посмотрите, сколько сразу
Собралось у нас гостей!
Это праздник, в самом деле.
Как его ребята ждут!
Длятся целую неделю
Именины там и тут.
Школа, клуб, библиотека
Рады всех гостей встречать.
Именинников, ребята,
Нам никак не сосчитать!
Книжкины именины празднуются с 1943 года…
Альбом истории открывается…
На фронтах Великой Отечественной разворачивались ожесточенные сражения. Фашиста уже далеко отогнали от Москвы, но до Победы еще предстояло пройти нелегкий путь.
Кругом было холодно, голодно, и мало радостей выпадало на долю ребятишек в те суровые дни.
Вдруг по Москве прокатился слух о том, что в Колонном зале Дома Союзов состоится день детской книги, куда придут знаменитые писатели, поэты и художники
В городе – Неделя книги!
Прозвучало как сигнал.
Стал огромный город мигом
Как один читальный зал!
Сенатович О.
Участники и очевидцы первой детской Недели вспоминают: «Ранним утром 26 марта 1943 года – это была пятница – из станций метро «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в залатанных валенках, прохудившихся курточках.
Позади вторая военная зима, и бледные, исхудавшие лица ребят ещё одно свидетельство тяжелой поры. Но глаза… ребячьи глаза горят, оживление нарастает по мере приближения к известнейшему в мире зданию: Дом Союзов.
Нарядный зал Дома Союзов был переполнен детишками из разных уголков Москвы. В Колонный зал Дома союзов к московским школьникам пришли С. Маршак, К. Чуковский, Л. Кассиль, А. Барто, М. Прилежаева, З. Воскресенская, С. Михалков (некоторые специально приехали с фронта!). Открывал первый праздник писатель Лев Кассиль – главный инициатор и душа книжкиных именин... Благодарные читатели жадно внимали каждому слову любимых авторов: К.Чуковского, С.Маршака, А.Фадеева, А.Барто, С.Михалкова. Они рассказывали девчонкам и мальчишкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. А потом читали стихи, беседовали. Состоялся большой разговор о книге, чтении и о жизни. И каждому ребёнку, кто пришел в Колонный зал дома Союзов подарили по книге. Тоненькую, отпечатанную на серой бумаге книгу, дети уносили как боевой паек, который надо сберечь и растянуть на много дней. Книга согревала, добавляла света, вселяла силы.
С 1943 по 1945 год в стране было издано около полутора тысяч наименований книг для детей, в том числе прозаические произведения Леонида Пантелеева «Честное слово», Вениамина Каверина «Два капитана», Валентина Катаева «Сын полка». Книги, представленные вашему взору, читали в годы Великой Отечественной войны. Они помогли детям выжить в суровые дни бомбёжек и голода. Как писал Николай Браун, книги согревали в стужу "сильнее всех печей, что есть на свете».
Агния Львовна Барто - замечательная детская писательница, её стихи неугасимый источник детства. Когда в кремле в Колонном зале на Неделе детской книги появлялась эта поэтесса, каждую строчку ее стихов сопровождал гул детских голосов, повторяющих наизусть ее стихи. Она говорила так: "Я начну читать стихотворение, а вы все вместе, его продолжайте, если знаете. Мое дело сочинять стихи, а читать и знать их должны вы, читатели!"
Для Агнии Львовны, Неделя детской книги была всегда прекрасным праздником и особенно торжественное её открытие в Колонном зале. Читатели всегда с восторгом встречали своих любимых писателей, а встреча с Агнией Барто вызывала особенно бурные овации.
Оживленье в Колонном зале,
Гром оваций, как всплеск стихий…
Вы лишь строчку одну сказали -
Дружный хор подхватил стихи.
… Без запиночки мамы и папы
Прочитали на вечере том
И про мишку с оторванной лапой,
И про девочку Таню потом…
Нынче дети такие всезнайки.
А игрушки у них ой-ёй-ёй!
Под дождём вы оставите зайку -
Так он сам прибежит домой!
Но, как прежде, доверчиво детство,
И не глухи сердца к доброте-
Переходят стихи по наследству,
Открывая дорогу мечте!
Гром оваций, как всплеск стихий…
Вы лишь строчку одну сказали -
Дружный хор подхватил стихи.
… Без запиночки мамы и папы
Прочитали на вечере том
И про мишку с оторванной лапой,
И про девочку Таню потом…
Нынче дети такие всезнайки.
А игрушки у них ой-ёй-ёй!
Под дождём вы оставите зайку -
Так он сам прибежит домой!
Но, как прежде, доверчиво детство,
И не глухи сердца к доброте-
Переходят стихи по наследству,
Открывая дорогу мечте!
А. Шалыгин
Однажды Кассиль мне сказал:
- Любуйтесь, хохочущий зал!
- Смотрите, как детские лица
- От смеха сияют сейчас!
- Добавил: «Пусть это продлится
- Ещё хоть лет десять для нас…»
- И часто в смеющемся зале
- Мне слышатся эти слова.
- Я помню, как вы мне сказали,
- Я помню, ведь я-то жива…
- И помню, как дети просили:
- «Вы к нам пригласите Кассиля.»
- И каждый мальчишка осилил
- Известный швамбранский язык…
- - Кассиля! - Кассиля! - Кассиля!
- Я слышу ликующий крик.
- А. Барто
Обращение к юным читателям Сергея Махотина
Шаг навстречу книге
Ближе всего к дому, где я вырос, находились парикмахерская и детская библиотека. В парикмахерской я оказался раньше. Пока мама объясняла парикмахерше, как меня постричь, я смотрел в окно. И вдруг увидел Славку по прозвищу Сява. Уже довольно взрослого – третьеклассника! Еще час назад он носился по двору, красный и растрепанный. И вдруг так переменился! Торжественный и аккуратный, он входил в библиотеку, держа книгу двумя руками.
Так я впервые убедился, что книга может изменить человека.
Потом и я записался в библиотеку. У меня появился первый осмысленный документ – читательская карточка. Предупреждение: «Сдать книгу не позже указанного срока» немного беспокоило. Впрочем, читал я быстро, хоть и был на три года младше Сявы. Проблема была в другом – какую книгу выбрать? Их так много! Неужели есть люди, которые все их прочли?
«Бери самые потрепанные», – посоветовал Сява.
И был совершенно прав. Потрепанные – значит самые читаемые, самые интересные. Много позже писатель Валерий Воскобойников радостно мне поведал, что в одной сельской библиотеке обнаружил свою книгу с единственной оставшейся страницей.
Но появлялись дома и новые книги, только что купленные. Новая книга – особенная. Она и пахнет по-особому. Уткнуться носом в разворот и глубоко вздохнуть – такое удовольствие! И ведь не разложишь этот запах на составляющие: типографская краска, клей… Нет, это именно книга так чудесно пахнет! Обложка чуть потрескивает. Кончики некоторых страниц слиплись, будто книга еще не проснулась. А ведь так и есть! Она пробудится, когда ты примешься ее читать. Еще не знаешь, о чем она, фамилию писателя никогда не слышал. Но тем интересней (дети всегда первооткрыватели)! А если книга действительно увлекательна, какой соблазн заглянуть в самый конец, узнать, чем кончится захватывающая история! Но сдерживаешь себя: нельзя, нечестно. Это правила игры, которые не полагается нарушать. К тому же, ты сам установил эти правила.
Чтение становится игрой. А иногда лекарством. Сколько книг прочитано во время болезни, самых толстых, неторопливых – спешить-то некуда. С книгой выздоравливаешь быстрее. Даже мечтаешь с легким сожалением: поваляться бы еще недельку!..
Потом, с годами книга станет помощником и советником. Игра превратится в раздумье, сострадание. Но и не исчезнет вовсе. Как не исчезнет радость, волнение, нетерпение и много еще разных чувств, которые ты при общении с книгой всякий раз испытываешь. Ее щедрая душа всегда распахнута. От тебя требуется совсем немного – сделать шаг навстречу.
Пусть будет весело вокруг,
Пусть будет рядом верный друг,
И каждый книжный переплет
В страну чудесную ведет!
Родившись в Москве, Неделя детской книги стала достоянием всей страны. Эстафету праздника подхватили города, села, республики. Неделя детской книги проходила в каждом городе советского государства. И вот уже около 70-ти лет, она является главным праздником детского чтения и в нашем государстве.

Немає коментарів:
Дописати коментар